Новая выставка Шереметевского дворца — Музея музыки посвящена трагическому течению в искусстве XX столетия — русскому театральному экспрессионизму. Название проекта даёт отсылку к известной постановке Всеволода Мейерхольда, в основу которой легла пьеса Сергея Третьякова «Земля дыбом».
Экспозиция рассказывает о зарождении, развитии и исчезновении театрального экспрессионизма в Петербурге и России. Появление этого направления связано с ужасами Первой мировой войны, а в России — с потрясениями 1917 года и Гражданской войны. Авторы экспрессионистских спектаклей намеренно искажали реальность для наиболее яркой передачи болезненного душевного состояния персонажей, сочетали сильные переживания с жестоким сарказмом и социальной критикой.
После революции отечественные театральные режиссёры стали активно обращаться к пьесам западных экспрессионистов — Георга Кайзера, Карела Чапека, Вальтера Газенклевера, Эрнста Толлера. В экспозицию входят уникальные материалы, связанные с этими спектаклями, — эскизы Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева и Александра Рыкова, а также фотокарточки, макеты, костюмы и многое другое.
Особое внимание уделяется постановкам музыкальных театров — балетам Леонида Мясина для труппы Сергея Дягилева, балету «Красный вихрь» на музыку Владимира Дешевого, опере «Воццек» Альбана Берга. Целый раздел выставки связан с экспериментальным проектом «Ревизор» 1927 года. Большой интерес представляют экспонаты, имеющие отношение к творчеству актёра Михаила Чехова.
Эскизы костюмов и декораций, фотографии, рукописи, афиши, документы, макеты, фрагменты документальных фильмов, сценические костюмы — эти и другие материалы погружают зрителя в невероятную атмосферу экспрессионистского спектакля и напоминают о канонических проектах и революционных решениях.
Дополнительная информация — на официальном сайте Музея театрального и музыкального искусства, в Facebook и «ВКонтакте».